Добавить в избранное

Рекомендуем:

https://zaim-pod-raspisku.ru займы под расписку пермь заи под расписку в перми. Сайт каталог фотообоев купить фотообои www.wallterra.shop.

Анонсы
  • СОНЕТ XV (Ах, любовь! Хочу спросить я...) >>>


Новости
ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА СТИХОВ >>>
ПОДЛИННАЯ АТМОСФЕРА БАЛА >>>
ОЖИВШАЯ ЖИВОПИСЬ >>>
читать все новости


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • ИСПОВЕДЬ ПОГИБШЕГО ПОЭТА  >>>
  • ЗВЕЗДОПАД  >>>
  • СОНЕТ XXVI (Все влюблённые...  >>>

 
Анонсы:


Анонсы
  • ЛУННАЯ СОНАТА (Л. Бетховен) >>>






Три ритмические волны в стихосложении

 

1.
Множество публикаций, затрагивающих тему ритма в стихосложении, отмечают, как правило, его основу – стихотворный размер, точнее, стихотворные размеры.
Для полноты картины вкратце, ещё раз отметим, что, действительно, используемые в стихосложении размеры задают ритмическую основу стиха. Основных размеров пять. Два двусложных и три трёхсложных. В первых ритмической единицей, задающей интервал между ударными) слогами является стопа из двух слогов. Если ударным является каждый первый слог стопы (или, как говорят, все нечётные) – это хорей, если же ударный каждый второй (или все чётные) это ямб. В трёхсложных размерах ударными являются в дактиле – первые слоги стопы, в амфибрахии – вторые слоги, а в анапесте – третьи. По существу этих пяти основных размеров предостаточно, для создания выразительных форм в стихосложении. Но и более того, этими размерами не исчерпывается всё разнообразие ритмических стихотворных построений. Существуют ещё различные их сочетания.
            В целом, чередование ударных и безударных слогов в стихе, задающее ритм, подобно взволнованной водной поверхности с постоянно чередующимися гребнями волн и впадинами между ними, можно образно назвать ритмической волной основного шага.
 
2.
            Как это ни удивительно, но зачастую у многих, пытающихся писать стихи, можно встретить унылое использование однотипных рифм по всему телу стиха, т.е. когда используются все рифмы, заканчивающиеся ударным слогом (их принято называть мужскими) или все, заканчивающиеся безударным слогом (женские). Ещё более удивителен тот факт, что при разговоре об этом, пишущий ревностно пытается выразить активное непонимание того, что подобная форма зачастую выглядит более скудной, по сравнению с приёмом, чередующим мужские и женские рифмы. Кстати сказать, само название "мужские" и "женские" – совершенно условно, и надо признать, по сути некорректно, т.к. вуалирует их смысл. Куда логичнее было бы называть их, например, "открытыми" и "закрытыми", но приходится пользоваться этим определением в силу его распространённости.
            Ещё здесь важно отметить, что помимо упомянутых мужских и женских рифм встречаются дактилические, заканчивающиеся следующими друг за другом двумя безударными слогами. Они ни в коей мере не должны использоваться в одной паре с женскими, так же как и дактилическая пара рифм не должна "вклиниваться" в женские, т.к. с точки зрения ритмического строя – это рифмы, задающие разный ритмический рисунок. И если уж вы начали их использовать, то уж будьте последовательны – ведите их через весь стих, чередуя с мужскими и не подменяя их то тут, то там женскими рифмами.
            В итоге, чередование мужских и женских (или мужских и дактилических) рифм задаёт ритмическую волну большого шага, причём ритмическая единица в нём меняется в зависимости от используемой схемы рифмовки: одна строка при перекрёстной рифме, двустрочие – при спаренной и целая строфа - при обрамляющей.
            Две ритмические линии, наложенные друг на друга, складываются в интересную картину, образующую своеобразие его ритмического построения.
 
3.
            Возвращаясь к двусложным стихотворным размерам, обратим внимание на то, что их ритм построен на чётком чередовании ударных (сильных) и безударных (слабых) слогов. Теоретически строгое соблюдение подобных размеров требует использования лишь коротких одно- или двусложных слов. Можно представить, насколько обеднёнными по используемому запасу слов были бы стихи, строго следующие построению этих размеров. Кроме того, идеально сформированный с точки зрения размера стих, в итоге по своему звучанию может оказаться, как это ни странно, в целом монотонно-нудным, подобным звуку непрерывно работающей механической машины: ду-дУ, ду-дУ, ду-дУ, ду-дУ. Однако, в сложившейся практике стихосложения считается нормальным использование и более длинных слов, вписывающихся своим ударным слогом под сильный слог стопы. В таких случаях может образоваться стопа, в которой оба слога безударные. Такие стопы опять же в сложившемся стиховедении принято называть пиррихиями (пиррихий - в метрическом стихосложении стопа из двух кратких (безударных) слогов; в тоническом стихосложении П. условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте). Использование названия пиррихий в значении пропущенного ударения не совсем корректно, правильнее было бы просто говорить о пропущенном или опущенном ударении. Но им приходится пользоваться, опять же в силу распространённости его и в этом значении.
В строке стихотворения "На берегу пустынных волн", использующей 4-стопный ямб, первая стопа: "на бе" – как раз тот самый случай, в ней оба слога произносятся без ударения. Или, например, в первой строфе "Евгения Онегина": "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил…" можно заметить, что пиррихиями здесь являются третья стопа второй строки и первая стопа третьей строки.
Раз уж зашла речь о пиррихиях, следует также отметить, что их наличие в стихе ни в коей мере нельзя считать недостатком, якобы снижающим качество ямба или хорея, или недостаточным уровнем мастерства автора, ведь размер нигде не ломается, просто не все позиции ударных слогов оказываются использованными. Наличие пиррихиев – есть неизбежное следствие приспособления двусложных размеров под ёмкий словесный арсенал конкретного языка.
Внимательно прислушиваясь, как звучат стопы с опущенными ударениями, можно отметить одну особенность. Здесь происходит интересная картина, если можно так выразиться, ритмической корректировки стиха. Дело в том, что безударный слог, как правило, произносится чуть быстрее, чем сильный, ударный. Это естественная речевая особенность. В итоге мы можем наблюдать, как строка, прибегающая к пиррихиям, непроизвольно становится нестандартно звучащей, по сравнению с идеальной ямбической или идеальной хореической строкой, как по расстановке ударных слогов, так и по чередованию их длительностей. Она, внутри стандартного стихотворного размера обретает свой индивидуальный ритм, или микроритм. Это и есть та самая третья ритмическая волна в стихосложении, накладывающая на воспроизводимое стихотворение, наряду с двумя уже оговорёнными ритмическими линиями, отпечаток его собственной ритмической индивидуальности.
 

                                                                                                                                                               26-27.02.09 г.

 

 

 
К разделу добавить отзыв
Все права принадлежат автору, при цитировании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна